Триган [1998] Trigun トライガン
Производство: Япония Жанр: фантастика, боевик, комедия, постапокалиптика Тип: ТВ (26 эп.), 24 мин.
Режиссёр: Нисимура Сатоси Снято по манге: Trigun Автор оригинала: Найто Ясухиро
Рецензия
Как известно, разговор – лучшее времяпрепровождение, и особенно удаются беседы на отвлечённо-гуманные темы. «Мир и любовь – это хорошо!» - «Да, мир и любовь – это хорошо!» – «Убивать людей нельзя!» – «Совершенно верно!». Чёрта с два! Любой, кто потерял хотя бы кошку или собаку, знает, как это больно. А если есть конкретный виновник, и на твоих глазах погиб твой самый-самый близкий человек? Куда денутся прекрасные слова о человеколюбии и прощении? Вот пистолет. Докажи – не убий.
Во многих произведениях искусства (а если сузить тему, то во многих выдающихся или просто известных аниме) представлен свой взгляд на эту непростую заповедь. Следует отметить, что найденные японскими режиссёрами решения не сильно отличаются от европейских или американских – безусловная ценность человеческой жизни остаётся главным достижением современной цивилизации, как бы это ни противоречило действительности.
Итак, можно, как Алукард из «Хеллсинга», «мочить» всех направо, налево и сверху вниз – это в одной точке амплитуды. Чуть подальше будут все те герои, которые начинают убивать, когда пострадают они сами, их близкие или совсем посторонние люди. Если для Мугэна и Дзина из «Самурая Тямпло» убийство остаётся «делом техники» и образом жизни, то в «Стальном Алхимике» – одной из неприятных сторон действительности, если в «D: Жажда крови» монстров было легко отличить от людей, то в «Евангелионе» порой и Ангелов становилось жалко.
Не нужно забывать про требование формата: чем меньше крови и подробностей убийств, тем более «детским» считается аниме. В детских боевиках всё просто: приходит хороший и разбирается с плохими. Крови не видно, но взрывы показаны красиво. Продолжительность угрызений совести – на совести сценариста.
Но что будет, если уйти в точку, противоположную нигилизму, и представить героя, который вообще никого не хочет убивать? И всё это происходит в мире, где убийство человека человеком – обычное дело. «Рай для преступников» из «Огнём и мечом» - самое подходящее определение для планеты, где разворачивается действие «Тригуна», а Ваш Паникёр – тот самый супер-герой, который не желает ничьей смерти.
В первых эпизодах сериала принципиальная позиция Ваша кажется смешной и нелепой, она вызывает уважение к середине, а потом становится понятно, насколько это страшно и тяжело: никого не убивать. Начиная со сцены, когда Мерил Страйф и Милли Томпсон увидят шрамы и следы от пуль, которые оставили Вашу те, кого он так старательно защищал. И последующее понимание ударит, словно пуля в спину: это тот самый клоун и придурок, который трескает пончики и липнет к каждой юбке. Вот здесь его прострелили насквозь, а тут ещё следы от швов остались. А у него опять «рот до ушей – хоть завязочки пришей». И плакать он будет лишь при виде чужих смертей – собственная боль для него ничего не значит.
Неудивительно, что девушки, представительницы страховой компании, следующие по пятам за Человеком-Тайфуном, пребывают в лёгком недоумении. Зачем так классно стрелять - чтобы обходиться без жертв? Какой в этом смысл – вести себя по-идиотски, когда за твою голову назначено 60 миллиардов двойных долларов, и вопреки очевидной опасности подставляться под пули и кулаки, лишь бы все остались живы?! Даже дети и то умнее!
На самом деле он не человек – не правда ли, какое простое и жестокое уточнение? Люди же не могут одновременно хохотать, корчить рожи и уворачиваться от пуль. Люди не могут так упорно и упрямо твердить: «Мир и любовь!» Люди обычно сдаются, ломаются и превращаются в жестоких циников. А Ваш как был наивным мальчишкой, так и остался – только обрёл разрушительные способности и пугающий взгляд, который обычно прячет за очками.
Но это не маска и уж тем более не второе «я» – дилемма доктора Джекила и мистера Хайда не про Ваша Паникера. Нет у него тёмной половины, которая вырывается наружу при виде врагов, а потом уступает место глуповатому парню. И он не прикидывается неуклюжим болтуном, чтобы никто не заподозрил в нём разрушителя и уничтожителя. Он такой на самом деле, и ему очень нравится вопить, хихикать, возиться с детьми и объедаться пирожными. Будь его воля, он бы только этим и занимался – и кому они нужны, эти супер-способности вкупе с умением стрелять без промаха.
Ваш настолько свободен от раздвоения личности и других тёмных сторон, что некоторых это страшно раздражает. Так что все действия антагонистов Найвза, Легато и Компании сводятся к попыткам сломить этого миролюбивого идиота, смертельно ранить его душу, заставить его отступиться от своих принципов.
Постепенно комедийно-пародийный боевик в стиле спагетти-вестернов и самурайских роуд-муви превращается в сражение идей. В «Тригуне» противостоят не столько люди, сколько мировоззрения – две равноценные, обоснованные и достойные друг друга точки зрения. Найвз заявляет, что люди – мусор и сорняки, которых необходимо уничтожить, и с ним не поспоришь: человечество окончательно испоганило Землю и отправилось на поиски более подходящего дома. Как саранча. Как вирус.
Рем Саверем, чьи идеи – суть кодекс и закон для Ваша, твёрдо уверена, что «ни у кого нет права отнимать другую жизнь». И Ваш не устаёт твердить это даже тем, у кого есть бесспорное право мстить за близких, родных и друзей. Сам он считает себя «чистым» от убийства... и его противникам доставляет особенное удовольствие объяснять ему, как маленькому, что невозможно разрушить целый город и никому не навредить. Люди слишком легко переходят к насилию, достаточно малейшего повода. Сложнее их удержать, остановить непрерывную цепь возмездия и ответной мести.
Граница между добром и злом проходит внутри каждого человека, и даже непогрешимому Вашу выпадет сделать выбор и нажать на курок. Именно противостоянием идей Найвза и Рем объясняется странная композиция сериала, в первых эпизодах которого Ваш ведёт себя, как клоун, а в финале предстаёт трагичной фигурой. Зритель вместе с Мери и Милли недоумевает и сомневается, пытаясь разрешить эту загадку. Кусочек за кусочком складывается целая картина – и каждому поступку находится своё объяснение.
Какими бы глупыми ни выглядели все эти ужимки и прыжки, подлинная сила Ваша – как раз талант дурачиться. Для него это и значит сохранять человечность: не замыкаться в суровом и высокомерном презрении, не позволять ненависти проникать в своё сердце, но оставаться ребенком. Что требует особой доблести: быть по-детски раскованным, бесшабашным и наивным. Согласиться на любое унижение, если на кону чья-то жизнь. Не каждый мужчина, считающий себя мужественным, пойдёт на такое.
Словно Иванушка-дурачок, способный перехитрить всех скучных и серьёзных взрослых. Простодушный и открытый, ранимый и оттого действительно живой, ведь именно жизни и возрождению присуща хрупкость и слабость. Возможно, это следствие японского мировоззрения, в котором важнейшее место занимает умение скрывать свои чувства, «сохранять лицо» – даже если чувства рвутся наружу. Поэтому многим героям аниме присуща подчас чрезмерная экспрессивность и эмоциональность.
И больнее всего приходится как раз таким ранимым и живым. Парадоксально и жестоко, но Ваша Паникёра с его идеей «мира и любви» все считают безжалостным убийцей, монстром, на которого охотятся любители наживы, от которого следует сбегать, если он в порядке, а если ранен – вышвыривать из города. Похожее противоречие появится в более позднем «Гангрейве» студии «Мэдхаус»: там Брендона Хита, воплощение преданности и верности, будут в лицо называть предателем. В «Тригуне» репутация Ваша доходит до смешного: его официально приравнивают к стихийному бедствию.
Ближе к финалу сериала идея полностью подчиняет себе сюжет, и борьба за душу Ваша Паникера становится очевидной – убьёт или не убьёт? Сохранит верность словам своего Учителя или прикончит, наконец, подлинный источник зла и разрушений?
Следует отметить, что для Ваша Рем именно Учитель, и уже потом возлюбленная и родной человек. В его воспоминаниях она становится богиней-покровительницей – следит за ним с небес, напевая свою песню о «камешках, упавших на землю» и поддерживая в трудные минуты. Её слова о любви и мире оказываются близки многим людям, её наивные идеи меняют даже таких «прирождённых убийц», как Николас Д. Вольфвуд.
Кроме идей и ярких характеров, у этого сериала хватает других достоинств – недаром многие называют его лучшим. Армия поклонников «Тригуна» продолжает расти: к слову сказать, на последнем московском Аниме-Фесте (в конце 2005 года) по холлу Дома Предпринимателей расхаживал блондин в красном пальто в компании с брюнетом и большим крестом (^_~)
Отдельного разговора достойна парочка страховых агентов Мерил Страйф и Милли Томпсон. Это два интересных и живых женских образа, в чём-то безусловно комедийных, в чём-то необыкновенно искренних. У каждой из них своя предыстория, и девушки не так просты, как могут показаться – постепенно раскрываясь на протяжении всего сериала, в финале они предстают сильными личностями, достойными своего «подопечного».
А яркая и достоверная история дружбы Ваша и Николаса по праву может считаться одной из значимых сторон сериала – несколько точных штрихов, несколько потрясающих сцен, без всякой лишней болтовни. В общем сюжете сериала роль Николаса – быть одновременно другом и искусителем, помогать в бою, но при этом подталкивать к подлинной гибели, к предательству самого себя. Для странствующего священника, который зарабатывает на жизнь с помощью креста, но так, как это принято, позиция Ваша кажется абсурдной. Почти до самого конца. Но не до проигрыша.
В апокалиптической картине «Тригуна» музыка прекрасно воспроизводит атмосферу «дикого Запада» – резкие и тяжёлые аккорды сочетаются с индастриалом, ритмичные гитарные переборы и разухабистое пианино сменяются нежной лирической Sound Life и напевами флейты. Автором саундтрека выступил Имахори Цунэо, талантливый гитарист и композитор, чей фирменный стиль сформировался не без влияния Фрэнка Заппы и Энди Патриджа. В «Тригуне» музыка на первых ролях, она придаёт многим сценам действия и азарта, добавляет, где это необходимо, нотки пафоса, иронии или грусти.
Как бы там ни было, «Тригун» остаётся отличным боевиком, динамичным и бесшабашным. Простоватый дизайн с обилием комедийных элементов и несколько примитивная прорисовка могут сбить с толка – казалось бы, здесь нет ни смысла, ни особых откровений. Одно только странно – Ваш Паникёр не совсем соответствует имиджу Человека-Тайфуна: то хохочет, как полоумный, то льёт слёзы, и всё никак не хочет убивать своих врагов…
|